Су-37 (по кодификации НАТО: Flanker-F) — многофункциональный сверхманевренный истребитель, предназначенный для завоевания господства в воздухе и нанесения ударов по наземным целям. Создан на базе истребителя Су-35, первый экземпляр построен в конце1993 года (заводской шифр самолёта Т10М-11, б/н 711). Первый полёт состоялся 2 апреля 1996 года.
Основные отличия от Су-35
- основное отличие — установка двигателей с управляемым вектором тяги (разработанных в НПО «Сатурн»), именно это и позволило достичь высоких маневренных характеристик;
- соответствующие доработки систем управления самолётом;
- новое информационно-управляющее поле кабины лётчика: четыре крупноформатных жидкокристаллических цветных (в отличие от Су-35, где индикаторы монохромные) многофункциональных индикатора и широкоугольный индикатор на лобовом стекле;
- усовершенствованная оптико-электронная прицельная система истребителя, включающая тепловизор, совмещённый с лазерным дальномером-целеуказателем;
Конструкция планера в целом подобна Су-27, однако при создании Су-35 и Су-37 использованы новые алюминиево-литиевые сплавы, значительно расширено применение композиционных материалов. Для самолёта разработано новое крыло с увеличенной относительной толщиной, позволяющее разместить больший объём топлива.
В ходе лётных испытаний самолёт Су-37 продемонстрировал уникальные маневренные возможности. Впервые были отработаны новые маневры, связанные с выходом на сверхбольшие углы атаки и околонулевые скорости:
- разворот в плоскости симметрии на 360° («Чакра Фролова»);
- форсированный (за время, меньшее 10 секунд) боевой разворот;
- поворот на вертикали;
- «Кобра» с углами атаки 150—180°;
- «Колокол»;
- переворот с потерей высоты до 300—400 м.
Иными словами, в ближнем воздушном бою Су-37 может развернуться практически «на месте», в то время как его противнику придётся совершать широкий разворот.
[править]Возможности
Технические решения, реализованные в конструкции истребителя, обеспечивают:
- возможность нанесения упреждающих ударов по любому воздушному противнику (в том числе и малозаметному самолёту);
- многоканальность и алгоритмическую защищённость всех информационных и прицельных систем;
- атаку наземных целей без входа в зону ПВО противника;
- маловысотный полёт с огибанием рельефа;
- автоматизированные групповые действия по воздушным и наземным целям;
- противодействие радиоэлектронным и оптико-электронным средствам противника;
- автоматизацию всех этапов полёта и боевого применения;
- дозаправку в воздухе: самолёт оснащён убирающейся штангой топливоприёмника.